Previous Entry Share Next Entry
История одного портрета
old
urator
Это, пожалуй, самый известный портрет, пожалуй, самого известного самарского общественного деятеля конца девятнадцатого века П.В. Алабина.


Портрет написан академиком исторической живописи Императорской академии художеств Новоскольцевым Александром Никаноровичем через полтора года после смерти Алабина. Сейчас портрет хранится в Самарском областном художественном музее.

10 мая 1896 года, скончался бывший самарский голова Пётр Владимирович Алабин. На заседании городской думы было решено учредить две стипендии имени Алабина: в реальном училище и женской гимназии. Также, в память о заслугах покойного перед городом, постановили в зале императора Александра II при публичной библиотеке «поставить навсегда поясной портрет Петра Владимировича в хорошей раме, сделав заказ этот лучшему художнику, на что ассигновать до 1000 рублей».

Постановили и забыли. К вопросу о портрете вернулись только в феврале 1897 года. Исполняющий обязанности городского головы Николай Степанович Арычкин написал письмо академику художеств Новоскольцеву в Санкт-Петербург с просьбой посоветовать художника-портретиста способного качественно исполнить портрет по фотографической карточке. В ответном письме Новоскольцев пишет, что художники бывают разные, не зная суммы, ассигнованной городской управой на портрет, рекомендовать кого-либо он затрудняется. Так, к примеру, поясной портрет его работы стоит около 1000 рублей. Арычкин сообщил, что за портрет П.В. Алабина город готов заплатить до 800 рублей. «За 800 рублей я нахожу возможным написать портрет сам, а так как это портрет Петра Владимировича, то писать его буду с удовольствием» - сообщил Новоскольцев в письме Арычкину . Кроме большого фотографического портрета художник просил выслать несколько маленьких фотографий, на которых Алабин, по мнению близких, получился более похожим. Также Новоскольцев просил с А.А. Щербачёвым переслать в Петербург парадный мундир и ордена Петра Владимировича. Ну и конечно 400 рублей задатка, после получения коего художник готов приступить к работе.



В начале марта 1897 года фотографии Алабина почтой были отправлены художнику, а вскоре зять Алабина А.А. Щербачёв доставил в квартиру Новоскольцева на Васильевском острове парадный мундир и ордена бывшего самарского головы.



Фотографии квартиры Новоскольцева на ВО ( http://www.citywalls.ru )

Новоскольцев был лично знаком с Алабиным, но судя по его письмам в Самару, художника терзали сомнения. «Москвичи, бывшие у меня и случайно увидевшие портрет Петра Владимировича, сразу узнали его и находили портрет очень похожим. Самому мне кажется, что портрет хорош. Самое важное для меня, конечно, Ваше мнение и родственников П. Вл., а потому в случае каких либо замечаний я готов исправить всё, что укажут мне, причём пересылку сюда и обратно (без рамы, конечно) приму на мой счёт».

13 октября 1897года портрет был отправлен в Самару.
Претензий к качеству портрета, судя по всему, не было, но Арычкин ещё месяц писал письма Новоскольцеву с просьбой ускорить высылку в Самару, в адрес семьи Алабина, мундира, орденов и прочих принадлежностей парадного костюма покойного. Художники они такие необязательные.

По материалам ЦГАСО Ф.153, оп.36, д.847

Recent Posts from This Journal

  • Как строили Сызранский мост

    Как строили Сызранский мост. Статья с картинками из журнала " Всемирная иллюстрация", 1879 год. Установка пролётов на Волжском мосту,…

  • Открытки середины прошлого века

    О ткрытки 1950-55 годов. Лауреаты Сталинской премии и просто кумиры прошлого века. Кликабельно…

  • С 97-м Старым новым годом!

    26 января 1918 года Совет Народных Комиссаров, "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления…


  • 1

СПАСИБО ЗА ИСТОРИЮ!

Вот! А мне в художке тычут, что с фотографий нельзя рисовать! буду теперь всем эту историю рассказывать!

Re: СПАСИБО ЗА ИСТОРИЮ!

А почему нельзя? Знаю преподавателя нашего Худилища, делала такую работу и очень классно.

  • 1
?

Log in